Устройство и принцип работы автомобильного кондиционера

Применение холодильной техники очень разнообразно, её мы встречаем практически везде. Получение искусственного холода необходимо не только для сохранения качества продуктов питания, но и для комфорта человека. Для создания прохлады в местах нахождения людей служат кондиционеры. На данный момент практически все современные автомобили, автобусы оснащены кондиционерами воздуха.
Рассмотрим устройство и принцип работы автокондиционера. Автомобильный кондиционер работает по принципу паровой компрессорной холодильной машины. Также работают и домашние холодильники, и бытовые кондиционеры, и большие промышленные холодильные установки. Физические процессы, протекающие в автокондиционере и любой другой холодильной технике, одинаковые. Как известно из закона сохранения энергии, кондиционирование воздуха в автомобиле осуществляется за счет переноса тепла из салона в окружающую среду. Рабочим веществом, осуществляющим перенос тепла, является хладагент (фреон). Он циркулирует внутри замкнутой холодильной системы, меняя свои агрегатные состояния, за счет сжатия и расширения. В автомобилях, автобусах используется фреон марок R12 и R134a.
При включении автокондиционера, начинает свою работу компрессор, он приводится в движение благодаря ременной передаче. Компрессор автомобильного кондиционера сжимает хладагент (фреон), сообщая ему энергию. С высоким давлением и температурой фреон поступает в конденсатор воздушного охлаждения. В конденсаторе хладагент охлаждается, отдавая тепло потоку воздуха, проходящего через него. При этом фреон конденсируется, то есть переходит из газообразного в жидкое состояние. Затем хладагент в жидкой фазе, с высоким давлением и температурой поступает в расширительное устройство (термостатический расширительный вентиль). При прохождении расширительного вентиля, он, расширяясь, резко теряет свою энергию, давление и температуру. Происходит вскипание хладагента и дальнейшее его кипение в испарителе (переход из жидкого в газообразное состояние). Термостатический расширительный вентиль автоматически регулирует подачу фреона в испаритель. Теплый воздух внутри салона автомобиля, проходящий через испаритель, передает свое тепло хладагенту с более низкой температурой, тем самым охлаждаясь. После этого газообразный фреон с низким давлением и температурой всасывается компрессором и цикл повторяется.
По своему устройству и исполнению элементы системы автомобильного кондиционера отличаются от компонентов холодильных установок, но суть их одинаковая. Помимо основных четырех элементов любой холодильной системы (компрессор, конденсатор, испаритель и расширительное устройство), автомобильный кондиционер комплектуется следующими устройствами.
Ресивер.
Ресивер предназначен для накопления и поддержания постоянного уровня хладагента. Зачастую, его конструкция совмещает в себе фильтр осушитель и смотровое стекло. Ресивер устанавливается на жидкостной линии.
Датчики давления.
В линию всасывания автокондиционера устанавливается датчик низкого давления не позволяющий включать компрессор при крайне низком давлении (при отсутствии хладагента в системе). На нагнетательной линии устанавливаются датчики высокого давления, защищающие систему автомобильного кондиционера от повышенного давления. Кроме этого датчики высокого давления могут управлять работой вентилятора автокондиционера.
Датчик температуры. Отключает компрессор системы автокондиционирования при низкой температуре воздуха в испарителе.

При выполнении работ по обслуживанию, диагностике и ремонту автомобильного кондиционера необходимо знать и понимать принцип работы автомобильного кондиционера, процессы, происходящие в системе. Доверяйте эти работы специалистам в холодильной технике, а не автослесарям.